До запуска московских центральных диаметров осталось несколько месяцев: МЦД-1 «Одинцово – Лобня» и МЦД-2 «Нахабино – Подольск» заработают в ноябре 2019 года. Нововведение, безусловно, будет способствовать развитию транспортной доступности населенных пунктов Московского региона. Однако эксперты полагают, что этот фактор не окажет сильного влияния на актуальную ценовую картину на первичном рынке недвижимости – стоимость квартир не подскочит.

Диаметры пройдут через вокзалы


Идея интеграции наземного железнодорожного транспорта с метрополитеном насчитывает не одно десятилетие: она фигурировала в Генеральном плане развития Москвы 1971 года, однако так и не была воплощена в жизнь. На момент возвращения к этой концепции эксперты уже имели в своем распоряжении развитую и разросшуюся сеть железнодорожных путей, на основе которой возможно создать новые усовершенствованные маршруты. Также учитывался заграничный опыт: аналогичные системы наземного метро уже зарекомендовали себя в Германии (берлинская городская электричка S-Bahn) и Франции (парижская RER). 

Проект включает в себя создание пяти диаметров, а на его реализацию отведено пять лет. Диаметры представляют собой железнодорожные пути, которые соединяют города, расположенные в разных концах Московской области.

Среди крупных пересадочных узлов – вокзалы. Раньше они служили конечным пунктом радиальных маршрутов пригородных электричек, теперь же они гармонично встроились в диаметры. 

По МЦД будут курсировать скоростные поезда «Иволга» с интервалом в 5–6 минут в часы пик. Для удобства пассажиров в них будет работать бесплатный wi-fi. Предусмотрено большое количество остановок, в связи с чем активно возводятся станции и путепроводы. При этом основной акцент сделан на модернизацию уже имеющихся маршрутов электричек, которыми население пользуется на протяжении многих лет.

Поначалу «Иволги» будут ходить наравне с привычными пригородными электропоездами. Со временем диаметральные маршруты перенесут на отдельные пути.

Какие районы и города ждут перемены к лучшему?


В ближайшее время ожидается открытие двух диаметров. МЦД-1 «Одинцово – Лобня» включает в себя 12 платформ с пересадкой на 12 станций метро, 2 станции МЦК и шесть радиальных направлений МЖД. МЦД-2 «Нахабино – Подольск» насчитывает 15 платформ, соединенных с 13 станциями метро, 2 станциями МЦК и 7 станциями радиальных направлений МЖД.

В обиход уже вошло название «наземное метро». Его запуск положительно скажется на целом ряде населенных пунктов Подмосковья: Лобне, Долгопрудном, Одинцово, Баковке, Немчиновке, Красногорске, Нахабино, Подольске и других. Кроме того, пользоваться благами МЦД смогут жители отдаленных уголков Москвы, до которых еще не добралась подземка.

Так, в районах Северный и Долгопрудный в рамках МЦД-1 будут работать по две уже существующие платформы. В Восточном Дегунино, помимо двух имеющихся станций, откроется новая остановка – Илимская. В Можайском районе будут обновлены три станции Белорусского направления МЦД-1. А в Щербинке, кроме одноименной действующей платформы, заработает станция Остафьево МЦД-2. 

Положительно запуск диаметров скажется и на тех районах, где присутствует метро. В Митино начнут работать две новые станции МЦД-2 – Волоколамская и Пойма (Пенягино). Жители Марьино и мкр-на Курьяново (Печатники) смогут воспользоваться платформой Курьяново. А те, кто поселился в Щукино и Покровском-Стрешневе, будут иметь доступ к станции Щукинская с пересадкой на метро.

Эксперты полагают, что наибольшую выгоду запуск МЦД принесет жителям местности, примыкающей к железнодорожным путям. Однако районы в целом не испытают на себе сильного влияния наземного метро. Дело в том, что обычно пути прокладываются по их границам, а не напрямую через жилые массивы. Поэтому большинству жителей придется добираться до платформ на автобусах или автомобилях. В любом случае, транспортная доступность таких локаций будет улучшена в результате разрастания сети метрополитена.

Вместе с тем запуск МЦД, безусловно, является положительным фактором в развитии столичных районов.

Ценовой прирост не превысит 5%


В преддверии запуска центральных диаметров эксперты строят прогнозы относительно эффективности новых маршрутов. Специалисты сходятся во мнении, что МЦД улучшат транспортную доступность многих районов Москвы и Подмосковья, однако кардинальных изменений не ожидается.

Кроме того, пока что нельзя оценить, насколько слаженно будут работать новые маршруты на первом этапе. Как уже было сказано, поначалу скоростные поезда МЦД будут ходить наряду со старыми электричками. Поэтому первоочередная задача РЖД – наладить движение и обеспечить обещанный график (5–6 минут в часы пик). Если планы будут успешно воплощены в жизнь, это станет настоящим прорывом: большие расстояния в пределах столичного региона можно будет преодолеть легко и быстро.

Что касается рынка недвижимости, резких скачков в цене ожидать не стоит. Само собой, новостройки и вторичное жилье, расположенные около станций МЦД, станут более востребованными среди покупателей. Однако прирост стоимости жилья будет зафиксирован, прежде всего, около новых остановок. По оценкам экспертов, он может достичь отметки в 5%.

Жилые комплексы около МЦД


Итак, покупатели могут быть спокойны: цены на жилье не подскочат. В некоторых локациях, таких как Красногорск, влияние МЦД на стоимость «квадратов» полностью нивелируется высокой конкуренцией среди застройщиков. Цены здесь явно повышать не будут. 

Помимо этого, многие девелоперы задолго до запуска диаметров успели нарастить стоимость жилья, используя в рекламных целях сведения о создании новых маршрутов. 

По подсчетам экспертов, открытие МЦД так или иначе затронет порядка 100 жилых комплексов. Однако лишь в отдельных случаях транспортная доступность новостроек станет ощутимо лучше. Подавляющее большинство проектов изначально располагается в непосредственной близости от станций метро и МЦК.

Давайте рассмотрим те самые случаи, при которых запуск МЦД окажет значительное влияние на удобство передвижения жителей столицы и примыкающих к МКАД территорий.

Во-первых, приятные изменения коснутся ЖК «Одинбург», который возводится в Одинцово, около обширного лесного массива. Комплекс состоит из 10 корпусов переменной этажности, социальных и коммерческих объектов. Платформа МЦД-1 Одинцово будет функционировать в 5 минутах езды на автобусе. Квадратный метр здесь обойдется в среднем в 120 тыс. руб.

Почти в километре от станции Инновационный центр первого диаметра расположился UP-квартал «Сколковский». На охраняемой территории размещаются 13 монолитных корпусов от 17 до 25 этажей, школа и 2 детских сада.

Станция Нахабино, которая является отправным пунктом МЦД-2, заработает в пешей доступности от микрорайона «Красногорский», который объединяет 30 семиэтажных корпусов и обладает развитой внутренней инфраструктурой. Цены на жилье стартуют от 1,7 млн руб. Здесь же находится ЖК «Малина», который включает в себя 29 монолитных домов от 3 до 5 этажей, образующих уютные мини-кварталы в скандинавском стиле. Стоимость жилья начинается от 1,2 млн руб.

Также оценить преимущества МЦД смогут жители микрорайона «Изумрудные холмы» в Красногорске: неподалеку располагается платформа Опалиха. На территории комплекса возводится 20 жилых корпусов высотой от 16 до 25 этажей, 17 из них уже сданы и активно заселяются. Функционируют 3 детских сада и 3 школы. Средняя цена за квадратный метр здесь составляет 104 тыс. руб.

А в 20 минутах ходьбы от станции МЦД-1 Бескудниково располагается ЖК «Летний сад». Он включает в себя 11 корпусов, дошкольное и общеобразовательное учреждения, торговый центр. Квадратный метр в квартире здесь обойдется в 152 тыс. руб., в апартаментах – в 162 тыс. руб.

Целых две станции МЦД-1, Лианозово и Бескудниково, находятся вблизи ЖК «Счастье на Дмитровке». В доме высотой 15 этажей размещаются квартиры с 3-метровыми потолками и развивающий центр для детей. Квадратный метр обойдется в среднем в 197 тыс. руб.

Также внимания заслуживает ЖК «Мой адрес в Северном» в 500 м от платформы МЦД-1 Долгопрудная. На его территории возведено 9 панельных корпусов переменной этажности. Внутренняя инфраструктура включает школу и два детских сада. Скоро здесь откроются продажи. 

В заключение


Таким образом, запуск центральных диаметров является одним из шагов в развитии транспортной инфраструктуры столичного региона. По оценкам экспертов, он не повлечет за собой рост цен и значительную перестановку сил на первичном рынке недвижимости. Вместе с тем застройщики уже подготовили проекты, которые будут располагаться рядом со станциями МЦД:

- Долгопрудный: технопарк Федора Дубовицкого;

- Красногорск: проект «Снежком»;

- Дмитровский район САО Москвы: проекты на Долгопрудной улице, вл. 12 и на Ижорской улице, вл. 6.

В любом случае, близость новостройки к недавно открытой или давно существующей станции делает ее намного более привлекательной в глазах покупателей.