Сегодня на повестке дня у москвичей – экологическая ситуация столичного региона. Настроения и чаяния горожан находятся в русле глобальной тенденции: беспокойство по поводу окружающего мира присуще многим развитым странам. Их граждане бьют во все колокола, чтобы привлечь внимание к насущным проблемам.

В настоящий момент активисты во всем мире возлагают основные надежды не на отдельных влиятельных личностей, а на правительства и крупнейшие корпорации. Если сфера их интересов расширится и они перестанут фокусироваться на извлечении прибыли, то борьба с климатическими изменениями может выйти на принципиально новый уровень.

Отечественные специалисты также полагают, что важные инициативы должны исходить от властей. Без их вмешательства разрешение целого ряда проблем просто невозможно.

Мусорный вопрос


Особую актуальность в России имеет мусорный вопрос. Количество твердых коммунальных отходов (ТКО) стремительно увеличивается, так что можно говорить о настоящем мусорном кризисе. Сегодня в стране пытаются решить проблему старыми и неэффективными методами – путем сжигания ТКО либо создания полигонов. Оба решения крайне неудовлетворительны, что начинают осознавать и жители страны. Достаточно вспомнить недавнюю волну протестов, прокатившуюся по стране в связи со строительством мусорного полигона на станции Шиес Архангельской области, где планируется захоронить 10 миллионов тонн бытовых отходов из Москвы.

В России наблюдается критическая нехватка мусороперерабатывающих заводов. По данным экспертов, сегодня в стране перерабатывается лишь 7% отходов. При этом вполне реально преодолеть отметку в 90%. 

Именно в столице мусорная проблема стоит особенно остро. Местные полигоны уже набиты под завязку, но они все разрастаются и разрастаются. Так, «Храброво» под Можайском увеличится в целых 16 раз: если в 2016 году полигон принимал 30 тонн отходов, то в 2019 показатель достигнет 500 тысяч тонн. Это повлечет за собой ухудшение экологической ситуации: в воздух будет поступать еще больше вредных веществ: метана, сероводорода, аммиака, меркаптанов и т. д. Пытаясь добиться закрытия свалок, жители Волоколамска, Балашихи, Троицка, Клина, Сергиево-Посада, Наро-Фоминска и Коломны устраивают митинги.

Второй столп мусорной проблемы, замаскированный под метод ее решения, – мусоросжигательные заводы. Выбросы в воздух бензпирена и диоксинов способны вызвать развитие злокачественных опухолей. Кроме того, они провоцируют обострение многих хронических заболеваний. Заводы дорого обойдутся населению и в прямом смысле слова: они требуют больших финансовых затрат. 

При этом совсем рядом с полигонами и мусоросжигательными заводами строят современные жилые комплексы. Одна из таких локаций – знаменитая Некрасовка, в которой не так давно открылось метро. Здесь активно покупают квартиры молодые семьи, привлеченные доступными ценами на жилье. Местные жители постоянно жалуются на зловоние. А стоит помнить, что далеко не все отравляющие вещества люди способны почувствовать с помощью органов обоняния. Активисты считают, что основные источники загрязнения — закрытая несколько лет назад свалка «Кучино» и мусоросжигательный завод № 4, построенный в начале 2000-х.

Вместе с тем, помимо захоронения отходов и их сжигания, которые практикуются в России, есть и третий метод — переработка. Однако надо понимать, что это три совершенно разных бизнеса.

Как известно, 1 января 2019 была запущена так называемая мусорная реформа. Но, по мнению многих экспертов, она до сих пор так и не продемонстрировала свою эффективность.

Заводы, ТЭЦ и поля аэрации


Еще один отравляющий фактор объединяет поля аэрации, ТЭЦ, предприятия разных отраслей промышленности: нефтеперерабатывающие, асфальтобетонные и другие. 

Жители домов, расположенных рядом с такими объектами, также ощущают резкие неприятные запахи. На юго-востоке Москвы и области граждане из Марьино, Люблино, Братеево, Зябликово, Дзержинского, Капотни и других районов жалуются на сероводородные выбросы. Местные жители возлагают ответственность на нефтеперерабатывающий завод в Капотне.

Каждый выброс сопровождается волной постов в социальных сетях и на форумах, в которых люди с отчаянием пытаются установить источник запаха и пишут об ухудшении самочувствия.

Сокращение зеленых зон


Еще одно неутешительное явление — сокращение зеленых зон. Власти Москвы разрабатывают нормативную базу по размещению «объектов капитального строительства» в особо охраняемых природных территориях (ООПТ), каковых в столице более 60.

Угроза застройки нависла над Битцевским лесом, Сокольниками, Царицыно, Измайлово, Покровским-Стрешнево, природными заказниками «Воробьевы горы», «Долина реки Сетунь», «Зеленоградский» и другими.

Аэропорты


Достаточно локальная проблема – близость жилых комплексов к аэропортам, от которых исходят шумовое загрязнение и самолетные выбросы.

По словам одного из жителей поселка в 10 км от «Шереметьево», после открытия новой взлетно-посадочной полосы № 3 самолеты пролетают над поселком на высоте около 900 метров.

В Лобне воздушный коридор проходит на высоте менее 400–500 метров. Особенно сильно страдают жители микрорайонов Южный, Москвич и Катюшки.

По мнению специалистов, авиационный шум оказывает негативное воздействие на нервную и сердечно-сосудистую системы, а выбросы самолетов сопоставимы по составу с автомобильными.

Бич мегаполиса – выхлопные газы


Самый существенный вред экологической ситуации Москвы наносят выхлопные газы. По официальной статистике, московский транспорт генерирует до 95% всех выбросов.

Этим летом экологическая организация Greenpeace опубликовала рейтинг российских городов по загрязнению воздуха диоксидом азота, который образуется при сжигании различных видов топлива. Он чрезвычайно опасен и относится к первому классу экотоксикантов. Возглавляет рейтинг Москва, на втором месте — Санкт-Петербург, на третьем — Челябинск.

Как уже было сказано, основным источником диоксида азота в мегаполисах является автотранспорт. Немалое его количество образуется в том числе и в пробках.

Единственно возможный выход для покупателя жилья — стараться приобретать квартиру в удалении от дороги. Каждые 10 метров имеют значение. Также при выборе недвижимости стоит заранее изучить планы развития района: вдруг около нового дома появится автомагистраль.

Кроме того, экологические организации настоятельно рекомендуют предпочитать общественный транспорт личному автомобилю. А если вы еще не готовы полностью отказаться от своей машины, можно ездить относительно экологично: не открывать окна и не закреплять груз на крыше, чтобы не нарушать аэродинамику; избегать резких торможений и ускорений; не пользоваться кондиционером и печкой лишний раз; выключать двигатель, если нужно остановиться на пару минут; по возможности брать попутчиков. Кроме того, наименьшее количество топлива машины расходуют при движении со скоростью 60 км/ч.

Во многих городах Европы уже установлены зоны с ограничениями на въезд старых автомобилей с низким экологическим классом (ниже Евро-3). Подобные правила действуют в Германии, Франции, Австрии, Дании, Испании, Бельгии. Совет при президенте РФ по правам человека предлагает внедрить эту практику в Москве и Петербурге.

Где покупать квартиру?


Принимая во внимание весь спектр неблагоприятных экологических факторов, многие москвичи пытаются выбрать наиболее безопасную для проживания локацию. Некоторым ориентиром в этом случае могут послужить различные рейтинги, а также экологическая карта районов Москвы и Московской области, составленная компанией EcoStandard group. По последним данным, самые неблагополучные районы сконцентрированы в ЮВАО. По четыре таких локации находится в САО, ЮАО и СВАО. Еще три – в ВАО.

Районы с наилучшей экологической обстановкой


Относительно благоприятная экологическая ситуация зафиксирована в СЗАО и ЮЗАО, а также в некоторых районах СВАО и ВАО. Лучшего всего дело обстоит в Новой Москве и в Зеленоградском округе.

Зеленый – хит сезона


Хотя экологическую обстановку в столице нельзя назвать благоприятной, в Москву по-прежнему стремятся жители из регионов и стран ближнего зарубежья. По актуальным данным, население агломерации ежегодно увеличивается на 300 тысяч человек. Это связано и с масштабной застройки Москвы и Подмосковья.

Ключевыми факторами при выборе жилья для многих являются цена лота и транспортная доступность. Именно поэтому по итогам первого полугодия 2019 года самой продаваемой массовой новостройкой в Москве стал крупный проект в Некрасовке. По данным агентства «Метриум», в нем заключили 4,1% от общего числа ДДУ. А в июне его доля превысила 8%.

Однако нельзя отрицать, что горожане осознают важность экологического фактора. Конкурентным преимуществом проектов становится удачное расположение жилого комплекса с точки зрения близости лесных массивов, отсутствия загруженных трасс, вредных производств и мусорных полигонов. Кроме того, в рамках комплексного благоустройства придомовой территории многие застройщики проводят озеленение, высаживают деревья, разбивают скверы и парки. Все это существенно увеличивает привлекательность проекта в глазах покупательской аудитории.

Например, в ЖК Balance на Рязанском проспекте от «Главстрой Девелопмент» предусматривается создание урбан-парка площадью около 5 га. Здесь высадят более 10 тыс. деревьев и кустарников, 40 тыс. кв. м газона и цветников. В ЖК «Береговой» в районе Филевский Парк от того же застройщика также будет создан собственный ландшафтный парк.

Также стоит упомянуть ЖК «Символ» от компании «Донстрой». На его территории будет разбит городской парк протяженностью 2 км. В ЖК «Огни» планируется создать эко-двор с разнообразными зонами отдыха. А в ЖК «Румянцево-Парк» от Lexion Development в рамках благоустройства дворового пространства высадят крупные деревья и неаллергенные растения.

Ответственно к вопросу озеленения территории жилых комплексов подходит и Группа ПСН. В проектах сегмента «комфорт» высадили более 1,5 тыс. растений, в том числе вишню, березу, сирень, клен, ель, липу, лечебные травы. Растения отбирают в лучших отечественных и зарубежных питомниках.

Немаловажное значение имеет и окружение новостроек. Так, ЖК «МИР Митино» находится недалеко от Новогорского лесопарка. В результате опроса покупателей выяснилось, что более 25% из них приобрели квартиру здесь в связи с благоприятной экологической обстановкой. Придомовая территория озеленена и благоустроена, также планируется создать сквер. Востребованность комплекса подтверждает и статистика: этим летом ЖК «МИР Митино»  вошел в семерку самых популярных проектов СЗАО.

Что касается соблюдения принципов экологичности, Группа ПСН практикует раздельный сбор мусора. Компания оснащает жилые комплексы отдельными контейнерами для стекла и пластика. Воспользоваться ими можно в проектах I’M, Sreda, Гринада, Домашний.

Отдельного внимания заслуживает ЖК Стеллар Сити в Одинцовском районе Подмосковья. Он позиционируется как эко-квартал будущего. Комплекс окружен обширными лесными массивами, а здания возводятся менее чем на четверти от всей территории проекта, составляющей 16 га. Остальное пространство будет благоустроено и озеленено. В квартале будут проводиться мастер-классы по осознанному потреблению и концепции zero waste, а в корпусах установят контейнеры для раздельного сбора мусора. Подробнее прочитать об эко-концепции проекта вы можете в нашем материале.